Задания

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! 

Ниже приведены примеры заданий 2014 года. Задание по каждому классу включало 5 задач, из которых дети выбирали только 2 для решения. Задания 2018 года будут аналогичны по трудоемкости. Для организации тренировки команд лучше использовать менее трудоемкие задания. 

 

1. «А мне летать охота» (5 класс)

         Самолеты летают, а крыльями не машут. Есть и другие способы летания (полёта).

Задание:

Разберитесь, какие есть способы полёта. Придумайте совершенно новый, оригинальный способ летания (полёта).

Требования к продукту, комментарии:

  • Опишите новый способ полёта. Приведите обоснование того, что он действительно оригинален.
  • Проверьте действенность предложенного способа. Реализуйте его – проведите испытания с помощью подручных средств, которые подтвердят возможность летать именно таким способом.
  • Приведите подтверждение того, что этот способ эффективен (фото, рисунки, свидетельства очевидцев).
  • Сформулируйте предположения, как этот способ полёта может быть использован  человечеством, к каким изменениям он приведет.

 

«Мечты человечества» (6 класс)

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, яблочко на тарелочке– далеко не полный список мечтаний человечества, которые нашли свое практическое воплощение (самолеты, джолли-джамперы, веб-камеры).

Есть такие мечты человечества, например, вечный двигатель, машина времени, которым, по-видимому, сбыться не суждено...

Задание:

Выберите одну нереализованную мечту человечества. Реализуйте ее. Опишите способ, который позволил вам воплотить мечту в реальность.

Требования к продукту, комментарии:

  • Название выбранной нереализованной мечты человечества.
  • Краткое (в нескольких предложениях) описание этой мечты и причин, мешающих воплотить ее в реальность.
  • Подтверждение того, что вам удалось эту мечту реализовать (фото, рисунки, описания).
  • Описание способа, который позволил вам реализовать выбранную мечту.  

 

«Новый школьный предмет» (6 класс)

         Школа не всегда успевает за переменами, происходящими в жизни. Возможно, причина этого в том, что взрослые не всегда понимают, какие перемены должны произойти в школьном учебном плане.

         Например, такой предмет, как «Основы забывания», крайне нужен будущим программистам,  бухгалтерам, юристам, которым по долгу службы приходится часто и оперативно переучиваться. «Основы безопасности при общении с родителями после родительского собрания» – эта тема была бы интересной всем школьникам, особенно тем, которым есть чего опасаться:)  

Задание:

Предложите и опишите кратко новый школьный предмет или новый раздел имеющегося школьного предмета.

Требования к продукту, комментарии:

  • Составьте в группе список из не менее 3 и не более 5 крайне нужных сейчас в 6 классе предметов (новых разделов в имеющихся предметах). Обоснуйте, кому и зачем нужен каждый пункт из этого списка (сейчас или в будущем).
  • Выберите из списка один наиболее нужный, на ваш взгляд, предмет или раздел предмета. Опишите его более подробно: укажите его точное название; не менее 3 основных планируемых образовательных результатов по этому предмету; основные темы, которые планируется изучать в 6 классе.
  • Проведите мини-опрос шестиклассников, в ходе которого выясните, как они отнеслись бы к введению этого предмета (раздела). Опишите результаты опроса. 

 

«Игра для животных» (7 класс)

  Игра – явление очень распространенное. Играют не только дети, но и взрослые. Животные, как и люди, с удовольствием играют в различные игры.

Задание:

Предложите игру для слонов и удавов, чтобы и тем и другим было интересно. Опишите способ составления такой игры для любой другой пары животных.

Требования к продукту, комментарии:

  • Кратко опишите функции игры (зачем нужна игра?)
  • Поймите, когда игра становится интересной игрокам.
  • Разработайте правила игры. Попробуйте поиграть в нее за настоящих игроков (слонов и удавов).  Приложите фотоотчет об этой попытке.
  • Как составить такую игру для любой пары животных? Опишите свой способ (последовательность действий)  в модели, схеме или тексте. 

 

«Просто о сложном» (8 класс)

  Умение популярно рассказывать о достижениях науки (популяризаторство) – особый талант. Надо суметь, не погрешив против научной истины, объяснить что-то так, чтобы стало понятно и пятилетнему ребенку.

Превосходным популяризатором физики являлся, например, Ричард Фейнман. Объясняя суть понятия первой космической скорости, он говорил примерно следующее: «Земля круглая. И если вы разбежитесь достаточно быстро, вы «промахнетесь» мимо поверхности Земли и будете продолжать «промахиваться». Такая скорость и называется первой космической».

Задание:

Выберите известный научный факт. Проинтерпретируйте этот факт в популяризаторском стиле. Опишите способ «работы» популяризатора.

Требования к продукту, комментарии:

  • Назовите выбранный вами научный факт.
  • Приведите составленный вами текст (не менее 6-8 предложений) об этом факте в популяризаторском стиле.
  • Опишите суть «работы» популяризатора в модели, схеме или тексте. Как популяризатор сможет понять, что его работа выполнена хорошо, если продукт этой работы пока не «опробован» на слушателях и читателях? 

 

«Портрет класса» (5-8 классы)

У каждого класса, как говорят учителя, свое неповторимое лицо. Два класса друг с другом не спутаешь. Что же такое лицо класса? В чем заключается его особенность, его уникальность?

Задание:

Выясните, какое неповторимое лицо имеется у вашего класса. Отобразите эту уникальность на портрете класса.

Требования к продукту, комментарии:

  • Определите, что такое  «лицо класса». Как у класса, который состоит из таких разных детей, может быть одно лицо? Это лицо меняется или нет? Что с ним происходит? Можно ли обороты «лицо суровеет», «лицо разгладилось» отнести к лицу класса? Что означают эти и подобные выражения применительно к лицу класса?
  • Каким лицо класса видите вы сами? Каким видят его ученики других классов, учителя, родители, директор?
  • Чем лицо вашего класса отличается от лиц других классов? Придумайте способ, как это выяснить и выясните.
  •   «Нарисуйте» портрет вашего класса. Покажите на этом портрете именно лицо класса, а не изображения детей класса. Способы «изображения» никак не ограничены – главное, чтобы лицо класса было узнаваемо. Понятно, что на портрете можно отразить лишь настоящий момент жизни, но в самых талантливых реализациях зритель может «увидеть» также прошлое и будущее изображенного лица или персонажа, почувствовать суть и смысл его существования.
  • Сопроводите портрет краткой аннотацией. Укажите, фотографическим или художественным получился ваш портрет.